67b0ec20     

Гвоздей Валерий Николаевич - Секреты Чеховского Художественного Текста



В.Н.Гвоздей
Секреты чеховского художественного текста
Монография
ОГЛАВЛЕНИЕ
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ.......... 3
Глава I
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ................................. 7
Глава II
ПЕРВЫЙ КРИЗИС............................... 25
Глава III
ПОИСКИ СВОЕЙ ДОРОГИ......................... 51
Глава IV
НАКОПЛЕНИЕ СИЛ.............................. 68
Глава V
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН............................... 83
Глава VI
МЕТАФОРА ИЛИ СРАВНЕНИЕ?.. .................. 98
Глава VII
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.............................113
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.......................... 126
Рецензенты: А.М.Буланов, доктор филологических наук, профессор ВГПУ;
Г.Г.Исаев, доктор филологических наук, профессор АГПУ.
Гвоздей В.Н.
Секреты чеховского художественного текста: Монография.
Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. - 128 с.
В книге рассматриваются малоизученные стороны поэтики А.П.Чехова,
составляющие характерную особенность его художественной прозы и в целом -
творческого метода. Основное внимание уделяется тропеическому уровню
чеховского текста, выясняются чеховские предпочтения в этой сфере и
особенности индивидуально-авторского использования данных
изобразительно-выразительных средств, в их связи с основополагающими
творческими принципами писателя. Исследование позволяет существенно
дополнить, а в чем-то - скорректировать устоявшиеся интерпретации ряда
произведений Чехова, прояснить некоторые спорные моменты творческой эволюции
художника.
Для преподавателей литературы, студентов, учащихся школ, для широкого
круга читателей, интересующихся творчеством А.П.Чехова и проблемами
художественности.
НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
О том, что чеховский творческий метод представляет собой нечто новое по
отношению к русскому реализму XIX века, писали уже современники Чехова.
Высказывания такого рода можно обнаружить в работах Д.Мережковского,
А.Глинки, усматривавших суть этой новизны в импрессионистическом начале.
Широко известны слова Л.Толстого о "новых, совершенно новых для всего
мира формах письма", созданных Чеховым, о присущей ему "необыкновенной
технике реализма". Именно в этом Толстой увидел то главное, что привнес в
русскую и мировую литературу А.П.Чехов.
О новом качестве чеховского творческого метода писали Горький,
Станиславский, Мейерхольд...
Пожалуй, особенно показателен отзыв М.Горького об одном из поздних
рассказов Чехова: "Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм".
Эта неожиданно экспрессивная оценка отразила не только восхищение
писателя чеховскими художественными открытиями, но и острое ощущение
новизны, непохожести того, что делал Чехов 90-х годов, на традиционный
русский реализм XIX века, ощущение полного раскрытия и даже исчерпанности
возможностей реализма под пером А.П. Чехова.
Внимание к проблеме чеховского творческого метода не ослабевает и
сегодня. Современные литературоведы нередко говорят о стремлении писателя
"обновить реалистическое искусство". По-видимому, эта проблема вообще
является одной из самых сложных и актуальных в изучении творческого наследия
Чехова, и от ее разработки в значительной мере зависит корректная
интерпретация его произведений.
Усилиями российских и зарубежных литературоведов немало сделано в
изучении чеховского творческого метода. В то же время анализ работ о
творчестве Чехова показывает, что по большей части изучались, условно
говоря, макроструктуры его поэтики: концепция действительности и человека,
типология героев, конфликт, сюже



Содержание раздела